Поиск по сайту

Профилактика нарушений земельного законодательства в сфере индивидуального жилищного строительства

Наиболее часто выявляемым нарушением земельного законодательства в сфере индивидуального жилищного строительства является самозахват земель и последующее их использование.

На практика это, как правило, самозахват земель выражается в возведении  ограждений домовладения, надворных построек или пристроев к жилому дому за пределами предоставленного (отведенного) для индивидуального жилищного строительства земельного участка.

В населенных пунктах следствием такой хозяйственной деятельности землепользователей является противозаконное занятие и использование земель общего пользования - частей улиц, проездов, дорог, тротуаров, территорий озеленений и т.п.

Действующим законодательством установлена административная ответственность за самозахват земель. Так, штраф для граждан за самозахват земель общего пользования составляет от 5000 до 10000 рублей. При этом уплата штрафа не освобождает нарушителя от необходимости устранения нарушения - освобождения самовольно занятой земли либо от оформления прав ее использование в установленном порядке.

 Следует помнить, что самозахват земли может быть узаконен не всегда, а это значит, что в соответствующих случаях незаконно установленное с самозахватом земли ограждение или постройка будет демонтирована.

 Для предотвращения возникновения негативных последствий самозахвата Управление Росреестра по Ульяновской области (далее - Управление) рекомендует при начале использования вновь предоставленного для индивидуального жилищного строительства земельного участка в первую очередь ознакомиться с местоположением его границ на местности по сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН).

Использование и застройка предоставленного земельного участка должны осуществляться исключительно в пределах установленных границ земельного участка.

Сложнее обстоит ситуация, когда домовладение и (или) застроенный земельный участок были приобретены у прежнего правообладателя в существующем виде.

В таких случаях, новые собственники домовладения и (или) земли, полагая, что их права зарегистрированы, могут не подозревать о наличии возможных несоответствий между фактическими характеристиками земельного участка и характеристиками земельного участка по правоустанавливающим документам.

Например, по правоустанавливающим документам площадь участка составляет 1000 кв.м., а фактически под домовладением занят участок площадью 1300 кв.м. Соответственно конфигурация и местоположение границ фактически используемого участка отличаются от конфигурации и местоположения границ по документам, сведениям ЕГРН.

Начинается разбирательство, за счет чего превышена площадь землепользования и выясняется, что прежний хозяин незаконно увеличил огород, оборудовал палисадник, построил гараж или баню.

 Документов на «лишние» 300 кв.м. нет, но, несмотря на то, что самозахват осуществил прежний хозяин по закону бремя устранения нарушения ляжет именно на нового правообладателя.

Аналогичная ситуация возможна, когда приобретенное домовладение перестраивалось без учета характеристик земельного участка уже новым собственником.

 В этом случае новый правообладатель помимо обязанности устранения нарушения будет подвергнут штрафу.

 Чтобы не запускать подобные ситуации до прихода государственного инспектора с проверкой и наступления для себя негативных последствий можно воспользоваться списком вопросов для проведения самостоятельной оценки наличия нарушений земельного законодательства, разработанным Росреестром.

  Если выясняется наличие признаков нарушения, то правообладатель может самостоятельно или с помощью специалистов (кадастровых инженеров, юристов и т.п.) принять своевременные меры, направленные на его устранение.

 

 

 

 

 

    Поиск по сайту